Как Извлечь Максимальную Пользу От Занятий Оздоровительным Цигун

Оздоровительный цигун в корне отличается от лечебной гимнастики и упражнений лечебной физкультуры, с которыми вы знакомы. Люди, которые впервые с ним сталкиваются, отмечают медленные и плавные движения, иногда даже чересчур неспешные. 

Но человек, который уже знаком с цигун и практикует его, скорее всего предпочтет именно спокойные и мягкие движения, нежели резкие и быстрые движения обычной гимнастики. И на это есть причина. 

Я часто вижу ролики в ютубе, на которых люди копируют движения комплексов цигун, н выполняют их на манер обычной гимнастики, т чест резко, энергично, быстро, иногда даже остервенело.

И это не их вина, потому что мало кто понимает, как правильно практиковать оздоровительный цигун. В этой статье я хочу обсудить 4 аспекта или 4 характеристики практики цигун, усвоив которые, вы сможете получить максимальную пользу от своих занятий. 

1. Плавные движения

Под плавностью подразумевается неспешность, мягкость, отсутствие рывков и резких движений. Именно плавность движений является визитной карточкой гимнастики цигун и других китайских оздоровительных практик. 

Почему же движения должны выполняться плавно и как этого добиться? 

Традиционная китайская медицина рассматривает тело человека как единое целое, выделяя в нем три уровня — само тело (материальная структура), дыхание и движение ци (энергетическая структура) и сознание (информационная структура).

Основная цель практики оздоровительной гимнастики цигун — регуляция всех трех уровней,  приведение их в гармонию. Другими словами, высший уровень мастерства — это сочетание движений тела, дыхания и концентрации сознания в единое целое, выраженное плавным, осмысленным движением. Чтобы добиться этого — тело, ци и разум должны двигаться с одинаковой скоростью. 

Надеюсь, что Вы понимаете мои слова не буквально, так как никто еще не замерил скорость движения ци. Но по теории традиционной китайской медицины, движение ци в теле постоянно, ци непрерывно движется по меридианам и коллатералям. Поэтому мы не можем влиять на скорость течения ци. Быстрее всего движется разум, мысль. Движения могут быть быстрыми, могут быть и медленными, так как мы можем осознанно их контролировать.

С учетом вышесказанного логично, что для того, чтобы соединить дыхание, движения и сознание — мы должны двигаться медленно, плавно и очень осмысленно.

Именно поэтому плавность — это одна из самых важных характеристик практики цигун. Причем новые комплексы цигун  были разработаны так, чтобы выполняться еще более плавно чем четыре старых*.

*четыре старых комплекса — это Ба Дуаньцзин, И Цзиньцзин, У Циньсии, Лю Цзицзье, пять новых — разработанные после них.

2. Паузы между движениями

Наличие и необходимость пауз в движениях вытекают из первого пункта. Чтобы движения и дыхание сочетались как раз и необходимы паузы. Без пауз мы не сможем выполнить движение в сочетании с дыханием, и, следовательно, не сможем выполнить требование трех регуляций — сочетание дыхания, движений и сознания. У начинающих движения обычно обгоняют дыхательный цикл.

Умение остановиться в нужный момент отличает начинающего от опытного занимающегося. В оздоровительном цигун существует требование — движение должно быть непрерывным. Многие понимают это требование неправильно. Речь идет о непрерывности двигательной фазы, то есть каждое движение должно быть законченным, без рывков и остановок. Но у каждого движения внутри комплекса есть начало и конец.

Поэтому мы и говорим, что знание, когда и в какой момент сделать паузу в процессе выполнения комплекса оздоровительного цигун отличает начинающего от опытного.

Но при этом существует очень важный момент, на который вы должны обратить внимание — мы никогда не задерживаем дыхание.

Дыхание всегда плавное и непрерывно (а если в каком-то моменте должна быт остановка дыхания, что бывает очень редко — об этом говорится отдельно).

Запомните — пауза относится к движениям, не к дыханию. Пауза в движениях позволяет нам подстроить движения под дыхание. Но дыхание — всегда протяжное, мягкое и непрерывное (если нет специальных указаний). 

3. Вытягивание, чередование  напряжения и расслабления

Человек поднялся с четверенек и стал существом прямоходящим. За это ему пришлось заплатить цену — в виде проблем с суставами и позвоночником. Суставы и позвонки сжимаются, сдавливаются, ухудшается диапазон движений.

Но, чтобы Ци могла беспрепятственно течь по меридианам суставы и позвонки должны быть раскрыты. Именно поэтому “вытягивание” — это третья важная характеристика практики цигун. 

Под вытягиванием имеется в виду растяжка и чередование напряжения и расслабления. Чтобы понять о чем речь я приведу в пример концепцию двух точек. 

Представьте себе такое положение — тело выпрямлено, руки опущены по бокам туловища. В этом положении макушка в области Бай Хуэй* — это первая точка. Ступни в области Юн Цюань — это вторая точка. Чтобы применить “вытягивание”, представьте, что ноги с силой упираются в землю, а голова макушкой тянется вверх. Макушки и ступни — это две точки, которые в данном положении находятся далеко друг от друга и тянутся в противоположные стороны.

Вот другой пример — вы стоите в таком же положении, только руки подняты и вытянуты параллельно земле. В этом случае двумя точками будут кончики средних пальцев. Мысленно представив, что они максимально вытягиваются в противоположные стороны, мы сможем эффективно вытянуть руки и раскрыть локтевые и плечевые суставы.

Чередование напряжения и расслабления проявляется в том, что во время практики не следует постоянно вытягиваться. Наоборот — чередование вытягивания (напряжения) и расслабления как насос усиливает ток Ци и крови. 

Также стоит отметить, что вытягивание — это не только вытягивание конечностей по вертикали или горизонтали. Речь идет скорее о принципе движений. Мы вытягиваем конечности, округляем и выпрямляем спину, чередуем напряжение и расслабление. Как результат — проталкиваем Ци и кровь, создаем условия для их свободного течения.

*точки акупунктуры 

4. Внимательность и наблюдение

Во время практики зачастую могут возникать разные субъективные ощущения. Иногда их называют “чувство ци”. Человек может почувствовать покалывание, онемение, боль в местах заторов Ци или в местах, где происходит движение Ци. 

В данном контексте “внимательность” означает следующее: быть внимательным по отношению к субъективным ощущениям и не придавать им особого значения. У начинающих бывает такая проблема — во время практики у них возникают субъективные ощущения, на которых они сильно акцентируются, начинают волноваться, сбиваться.

Поэтому во время практики и следует быть внимательным, т.е. осознавать субъективные ощущения, понимать, что это нормально и спокойно двигаться дальше, не придавая им особого значения. Такие ощущения — обычное явление. 

Плавные движения, наличие пауз, вытягивание и растяжка, внимательность и наблюдение за своим внутренним состоянием — это четыре характеристики успешной практики оздоровительного цигун. Если во время своих занятий вы будете делать на них акцент и стремиться выполнять все указанные требования, то ваш прогресс будет очень быстрым.

Удачных занятий!



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Глеб Порогер

Исполнительный директор Издательства Неоглори, главный секретарь Федерации оздоровительного цигун России, член комитета по распространению информации Международной федерации оздоровительного цигун. Обладатель 6-го Почетного дуаня по оздоровительному цигун. Увлекается китайским языком, технологиями оздоровления и музыкой. В свободное время делает переводы с английского и китайского языков.

Категории
Новые материалы

Как Извлечь Максимальную Пользу От Занятий Оздоровительным Цигун

Инстаграм